![]() |
Л.А.КЛЕНОВ к.ф.н., доц. РГППУ
Л.А.ПЬЯНОВА к.ф.н., доц.УрГУПС
КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОГО НАРОДА В ИЗМЕРЕНИИ МЕТАФИЗИКИ
ЕКАТЕРИНБУРГ, 31.05.2011 г. |
Поводом написания данной статьи послужил целый ряд выступлений известного в России и за рубежом аналитика и театрального режиссера С.Э Кургиняна, в которых автор рассматривает совокупность происходящих в нашей стране событий, проанализированных с точки зрения их метафизического измерения. Речь идет о тех достаточно спорных, на наш взгляд, тезисах, которые высказываются и обосновываются автором на его сайте в проекте «Суть времени»[1].
Говоря о катастрофичности времени, в котором мы живем и степени катастрофичности ситуации в России, автор утверждает следующее:
1. «Так что же всё-таки случилось со страной, как я понимаю случившееся, всё то, что Путин, будучи президентом, назвал "геополитической катастрофой"?... с моей точки зрения, определения "геополитическая катастрофа" недостаточно. Конечно, произошла геополитическая катастрофа распада СССР, но перед этим или параллельно с этим произошла другая, гораздо более важная для граждан страны катастрофа, которую я называю катастрофой метафизической, или падением (курсив наш – авт.). Но как-то зачем-то мне захотелось (и я об этом не жалею) адресовываться здесь к библейским сюжетам и сказать, что всё, в чем человек является зверем, и всё, что связано с ним материального, животного, элементарного – это всё можно назвать "чечевичной похлёбкой". А всё то, что в человеке есть сверх этого, – высокое, идеальное, духовное, устремлённое к чему-то, кроме скотского звериного существования, – вот это всё и есть "первородство". Хотите – говорите "высшее – низшее", хотите "первородство – чечевичная похлёбка". Главное, что человек бинарен, в нём есть и то, и другое»[2].
2. «Те, кто обрушили Советский Союз, послали в наше общество, которое почему-то к этому было готово, два главных мессиджа. Мессидж №1 состоял в том, что, знаете ли, ваше первородство настолько тухлое, что дальше некуда! Сталин убил десятки миллионов людей, а вместе они убили чуть не сто миллионов людей. Каждый день убивали, ели вас живьём, унижали, топтали, договаривались с Гитлером, творили чудовищные дела, ни одной живой молекулы чести и совести на вашей истории нет. И если вы будете держаться за это первородство – вы сумасшедшие… Но был и второй мессидж, ничуть не менее важный. Он заключался в следующем, этот мессидж №2: "А зачем вам вообще нужно первородство?! Однова живём! Мы живём сегодняшним днём, дайте пожить! Откуда все эти бредни о том, что необходимы какие-то идеалы, что нужна жертвенность, что мы должны жить какими-то смыслами? Да не этим живём!" Русским с этого момента сказали, что ни миссии, ни мечты быть не должно вообще. Не только советской, которая "ложна и порочна, ужасна и омерзительна", но и вообще никакой! Жить надо интересами, то есть вот этой самой чечевичной похлёбкой. Эрих Фромм называл это "гуляш", но вот мне ближе термин "чечевичная похлёбка". Оба эти мессиджа проникли в сознание наших соотечественников, огромного количества соотечественников, и в итоге они отказались от своего первородства (выделено нами – авт.)»[3].
3. «Граждане просто поверили, поверили тому, что Ельцин сказал, что он ляжет на рельсы, если рынок и вообще реформы не наполнят это корыто очень вкусной чечевичной похлёбкой. Гораздо более вкусной похлёбкой, чем та похлёбка, которую предлагал советский во многом, действительно, аскетический и скудный строй. Граждане в это поверили – и в этот момент завершили, оформили, подвели черту под этапом, который называется метафизическим падением. Ибо смена первородства на чечевичную похлёбку и есть такое метафизическое падение (выделено нами – авт.)»[4].
Обратимся к рассмотрению поднятой темы с другой мировоззренческой позиции, не требующей обращения к библейским сюжетам. Дело в том, что Кургинян как, впрочем, и многие другие аналитики исходит в своих умозаключениях и оценках происходящего из концепции исторического прогресса, сложившейся еще в эпоху Просвещения и продолжающей до сих пор господствовать над умами большинства людей. И, как справедливо замечает академик Шафаревич: «Собственно говоря, это не концепция истории, а мировоззрение, которое охватывает и эволюцию жизни на Земле, и историю, и даже эволюция Космоса»[5]. Данное мировоззрение проникнуто духом активного насилия над природой, обществом и человеческим мышлением. Природа здесь – бездушный объект для неограниченной ничем экспериментальной деятельности субъекта и насилие над ней необходимо, чтобы заставить ее открыть свои тайны. По отношению к обществу дух активного насилия заметнее всего проявляется в социал-дарвинистской методологии, сводящейся к тому, что «в условиях дефицитности земных ресурсов планету предстоит избавить от лишних ртов и от всех неприспособленных: сцену займут приспособленные»[6].
Что же касается человеческого мышления, то оно уже давно зажато в тиски рассудочного рационализма. Такое мировоззрение метафизически есть ни что иное как сошествие в бездну, мировоззрение отчужденного человека: «Человек отчужден. Отчужден от Веры и от собственного “я”. Отчужден от природы, уничтожаемой прогрессом. Отчужден от общества, в котором “человек человеку – волк, товарищ и брат”. О чести, благородстве, любви большинство вспоминает тогда, когда это выгодно, или в насмешку. Ни во что не верящие, ни на что не надеющиеся люди любить неспособны. Они и женятся на “кухонных комбайнах”, а замуж выходят за “каменные стены”… Люди-атомы кометами несутся по жизни, сшибая разом друзей и врагов, бросая все, что стоило бы сохранить, и цепляясь за все, что тянет их в болото ничтожества, - несутся верным для тех, кто наблюдает курсом, прямиком в когтистые объятия не истинного, но для них единственного Властелина»[7].
Русскому народу присуще совершенно другое мировоззрение, его можно назвать Солнечным, или Ведическим мировоззрением, свободным от произвола горделивого интеллекта с его притязанием подчинить себе всю Вселенную. Ему не свойственны и ограничения религиозной веры. Собственно, это даже не религиозное в обычном понимании этого слова мировоззрение, поскольку это не вера в Создателя, а конкретное знание родственных с ним отношений. Согласно Ведам, русские люди внуки Даждьбога. Следовательно, и креативный потенциал русского народа не есть некий дар свыше, а прирожденное качество, или совокупность Родовых сил. Метафизическое падение здесь не может иметь места, родовые связи не могут быть разорваны – они вечны. Русскому человеку нет необходимости осуществлять трансцендентацию Савла в Павла, как на личном, так и на коллективном уровне. Ибо для того, чтобы преобразоваться в Павла надо ранее быть Савлом. К русским людям «в огромном количестве наших соотечественников» этот библейский сюжет не имеет никакого отношения. Другая у них родословная и другая миссия в этом мире, вызывающие лютую ненависть завистников, готовых пойти на все для уничтожения «самого непокорного на Земле народа»[8].
Креативный потенциал русского народа неисчерпаем. И тезис этот не нуждается в доказательствах логического свойства. Здесь важно видеть Россию до глубины, видеть ее по-русски. «А видеть по-русски, – как писал И.А.Ильин, – значит видеть сердцем»[9]. Только любящему сердцу открывается потаенное в русском народе – его жизненная цель: «Вот она эта цель: жить в глубочайшей цельности и искренности – божественными содержаниями – в совершенной форме»[10]. Отсюда и мировоззрение русского народа как «живое и цельное зрение ума» (И.В.Киреевский), его креативный потенциал глубоко укоренено в реалиях метафизики, имеет метафизическое измерение. Это высшее мировоззрение, согласно которому человек собирает все отдельные силы души в одну силу, отыскивает то внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувство и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и «таким образом восстанавливается существенная личность в ее первозданной неделимости»[11.
Поэтому, причину происходящих в России событий следует усматривать не в метафизическом падении большинства ее народа, а в том, почему эта первозданная неделимость, существующая в коллективном бессознательном единого духовно-информационного пространства русского мира, не стала еще основой его жизнеустройства. Другими словами, это вопрос о том, почему креативный потенциал русского народа, имеющий божественный источник, не реализуется в полной мере, либо реализуется в превращенной форме. Вопрос этот вне компетенций рассудочного логического мышления, он имеет метафизическое измерение, иные измерения тут не проходят. Здесь важно иметь представление о сакральной миссии русского народа, призванного сдержать хаос, открыть простор живоносным силам, восстановить утраченные человечеством совершенство и полноту бытия и направленной против данной миссии агрессией сил деструкции и хаоса. В наше время эта агрессия, во-первых, заметно усилилась и, во-вторых, приобрела более изощренный характер.
Так, новый «крестовый поход» против России, инициированный мировым истеблишментом или же по другой терминологии «современными инквизиторами», а, именно, теми, кто по «Легенде о великом инквизиторе» Ф.М.Достоевского давно уже «с ним», (т.е. с антихристом ─ авт.) – это и есть агрессия безумия, хаоса и деструкции направленная против основ самой жизни и разума. В ходе этой агрессии духовно деградированная часть человечества (человечество монстров) пытается изолировать русский народ от созданного его великими творцами солнечного духовного пространства, где генерировались поистине вселенские идеи и ставились потрясающе-гениальные вопросы. В этой связи надо отчетливо понимать, что запланированное «элитой Запада» отлучение русского народа от его собственной большой традиции представляет в стратегически еще более опасный вызов национальному бытию, чем даже собственно территориальные завоевания. И эта агрессия принесла её инициаторам ощутимые результаты не потому, что в России «свои предали своих», а потому, что предавшие лгали, успешно мимикрируя под своих. В результате: «Начиная с генерального секретаря ЦК КПСС М.Горбачева из-за предательской политики руководителей государства и других высокопоставленных чинов Правительства произошел целенаправленный, спланированный его развал, достигший в настоящее время угрожающих размеров. Разрушение экономики страны, ее армии, ее обороноспособности уже приводит к геноциду ее населения, особенно русскоязычного населения в бывших советских республиках. Государственный аппарат в своем функционировании не защищает интересы народа страны, а служит интересам мировой “элиты”. Впервые в истории Отечества само государство перестает защищать материальные и духовные интересы абсолютного большинства народа (курсив наш – авт.). Подготавливается непосредственная передача руководства страны в руки мирового правительства»[12].
Большая ложь о «либеральном рае», мороком обрушилась на Русский Мир, затмила сознание многих русских людей. Силы, инициировавшие Перестройку и «либерально-демократические реформы», казалось, могли бы торжествовать свою скорую победу, ибо применяя через своих сателлитов «стратегию непрямых действий» и «используя организационное оружие» они сумели достичь поражения государственной воли России и заметного снижения духовно-волевого и креативного потенциала русского народа. Но окончательного обезволивания народа им не удалось добиться. И это – самое главное, что дает надежду на предотвращение катастрофы не только Русского Мира, но и всего человечества. В этой связи достаточно вспомнить уроки русской истории. Сломать или починить себе волю русского человека, лишить его способности творить не дано никакому врагу, каким бы могуществом он ни обладал. Ибо воля и творчество – это понятия действительно первичные, связывающее нас с вечностью как родительским очагом и сочетающиее в себе природную независимость русского человека, его личную самостоятельность и силу характера. В данной связи важно понять, что Русский Мир и Запад в лице своего авангарда США не являются противоположностями. Противоположности – это восточная и западная цивилизации. «Встречный бег» этих противоположностей уравновешивался и пока еще уравновешивается русским народом. Не будь этого уравновешивающего начала, давно бы уже на планете Земля не осталось бы в физическом мире ничего живого и мыслящего. Россия – это геополитический центр, подобный немагнитному центру магнитной стрелки компаса. Но это лишь своего рода «горизонтальный» аспект проблемы. Еще более важна ее «вертикаль». Россия с неисчерпаемым креативным потенциалом русского народа – это духовно-нравственный центр, отвечающий за баланс жизненной динамики на нашей планете, предметное бытие Ноосферы. Ее духовное пространство есть Средний мир и поле битвы Верхнего и Нижнего миров. Сегодня – это последнее поле битвы (духовный Армагеддон), на котором решается судьба всего Мира. И как бы Запад не относился к современной России и какую бы амальгаму чувств она не вызывала в Мире, русский народ победит в финальной битве, ибо он сохраняет верность традиции, остается народом тружеником, народом творцом, не утратившим своей Родовой памяти.
Это для Запада «русские дурят-дурят, а потом возьмут и вынут что-нибудь из кармана такое, что для всего мира окажется абсолютно новым - и одновременно узнаваемым»[13]. В действительности же в России не «потом», а уже сейчас, в пробуждающейся родовой памяти русского народа идет мучительный поиск достойных ответов на вызов, брошенный Миру контртадией. Думается, ответы эти находятся, в креативном потенциале древнего целостного сакрального знания, именуемого «традицией». Если контртадиция разнуздывает хаос, делая его могущественным культурным унификатором[14], то традиция обуздывает хаос и, утверждая иерархию (сопрягаемую с древности с понятием порядка, «космоса»), продуцирует многообразие культурной жизни народов, ее «цветущую сложность» (К.Н.Леонтьев). Если контртрадиция, являясь культом индивидуализма, атомизирует общество, превращая человека в своемерное, своезаконное и своекорыстное существо, то традиция есть культивирование «безграничного родства» (Н.Ф.Федоров), или подлинного коллективизма. И, наконец, если контртрадиция процветает на почве несправедливости, алчности и жестокости, то, питаемая любовью традиция, всегда – высшая справедливость и жизнь вечно новая, несмотря на свою древность.
Итак, подводя итоги рассмотрению темы статьи, можно сделать следующие выводы:
1. Действительная причина происходящих в России деструктивных процессов последних десятилетий заключается не в «метафизическом падении» русского народа, а в том, что его воля и креативный потенциал были временно парализованы ядом чудовищного обмана, суть которого заключалась во внедренной в его сознание ложной дилеммы: «Либо ты имеешь Мир – либо Мир имеет тебя». Русский же способ бытия человека в Мире – достижение через приложение творчества гармонии с Миром и отсутствие национального эгоизма (человеку русской культуры всегда совестно перед Миром).
2. Внедрение в Русский Мир либерально-демократических ценностей – хуже всякой войны, ибо это внедрение означает на деле ликвидацию традиционных ценностей русского народа. Либеральная демократия лжива и, тем самым, губительна для русского народа. Это отлично понимали лучшие умы России, характеризуя либерализм как «идею по преимуществу отрицательную» (К.Н.Леонтьев), или как «великую ложь нашего времени»[15] (К.П.Победоносцев). Тогда как Русский Мир всегда держался на стремлении к общинности жизни и традиции вечевого управления: «Стремление к общинности (братству) жизни – это лишь первый спасательный круг, брошенный нам еще в глубокой древности и доныне удерживающий Россию на поверхности. Традиция вечевого управления имеет настолько глубокие корни, что память о ней существует на генном уровне, а поэтому неистребима. Благодаря этой центростремительной силе мы выстояли»[16].
3. Как одно из важных условий раскрытия творческого потенциала русского народа, является освобождение от внешних пут (морока) либерализма и большевизма. Укорененный в Традиции, русский народ явит Миру высшую реальность, означающую «Конец сиротства: безграничное родство» (Н.Ф.Федоров).
[2] Там же
[3] Там же
[4] Там же
[5] Завтра №19 (912) 2011 г.
[6] Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. – М.: 2003, с.234.
[7] Традиция и русская цивилизация / Д.Володихин, С.Алексеев,К.Бенедиктов, Н.Иртенина. – М.: 2006, с.106.
[8] Об этом них можно судить по речи одного из главных деятелей Совета по международным отношениям, основателя ЦРУ и его первого директора Аллена Даллеса: «Мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную помощь и ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим им ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Так мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания…
Литература, театр, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху…
Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство, наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов – все это мы будем насаждать ловко и незаметно…
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из них шпионов, космополитов. Вот так мы это сделаем». - Вымпел. 2000. № 2. С.55. Впервые опубликовано в газете “Правда”. 11.03.1994.
[9] Ильин И.А. Одинокий художник /Сост., предисл. и примеч. В.И.Белов. - М.: 1993, с. 57.
[10] Там же.
[11] Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, ч.2. – Л.,1991, с. 15.
[12] Иеродиакон АВЕЛЬ (Семенов), Александр ДРОЗДОВ. Знамение пререкаемо: глобализм, цифровая кодификация личности и печать антихриста. Храм Казанской иконы Божией Матери. 2003, с.476.
[13] http://kurginyan.ru/about.shtml
[14] «Если раньше хаотические влияния могли полностью преодолеваться и нейтрализоваться в рамках одной культуры (или ее отдельной сферы), ныне, в эпоху тотального нивелирования культур, всеобщей интеграции и растворения границ, эти деструктивные влияния приобрели общепланетарные масштабы, охватив почти всю сферу разумной человеческой деятельнос» - Традиция и русская цивилизация / Д.Володихин, С.Алексеев,К.Бенедиктов, Н.Иртенина. – М.: 2006, с.162-163.
[15] «Что основано на лжи, не может быть право, – писал К.П.Победоносцев, характеризуя парламентаризм, – Учреждение, основанное на ложном начале, не может быть иное, как лживое. Вот истина, которая оправдывается горьким опытом веков и поколений. Одно из самых лживых политических начал есть начало народовластия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени французской революции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенции – и проникла, к несчастью, в русские безумные головы». Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. – В кн.: Традиция и русская цивилизация / Д.Володихин, С.Алексеев,К.Бенедиктов, Н.Иртенина. – М.: 2006, с.260-261.
[16] Алексеев С.Т. Россия: мы и мир: [роман-эссе]. – М.: 2008, с.103.