- Так откуда же мы родом?
- Я давно занимаюсь социологией, потому что это тоже связано с
творчеством. Меня всегда смущала повышенная обидчивость славянского народа.
Когда писал «Покаяние пророков», я все время думал – откуда это. Стал изучать и
понял, что более 55% сегодняшнего населения – это потомки бывших элит. Вся
русская история - это перевороты и смена элит. Но ведь опальные князья и бояре
никуда не исчезали, они лишь уходили в изгнание. Понимаете, невозможно обидеть
раба. Обидеть можно только высокородного человека.
- Судя по фольклору, мы – довольно мудрый народ. Однако наша жизнь это
не подтверждает…
- Я думаю, что мы сами себя очень плохо знаем. Чтобы понять, почему к
сегодняшнему дню у нации сформировался такой характер, почему так развилось
пьянство и почему так вольно нарушается табу «не убий», надо прежде всего
проанализировать этнос народа. Убить человека для славян исконно считалось
главным грехом. Потому что человек воспринимался как целый мир, как
мироздание. И убить его означало убить мир! Почему мы вдруг начинаем
переступать эти заповедные грани, что с нами сегодня происходит?.. Без анализа
сегодняшней ситуации, без знаний своего прошлого мы не сможем выстроить
будущее.
- А что такое, на ваш взгляд, мудрость?
- Мудрость – это состояние душевного покоя. Стать мудрым – значит
научиться управлять своими чувствами.
- На чем основано утверждение о нашем элитном происхождении?
- Я же говорил – на сопоставлении фактов. Ведь в России каждый второй
человек опальный. И пример этому – старообрядцы. Оказалось, что среди них
простолюдинов практически нет. Потому что простолюдин приспосабливался, он
приноровился к новому обряду… Тысячи бояр бежали во время никонианской реформы
сначала на Кержич, а потом в Сибирь. И сегодня сибирские старообрядцы и те,
кто живут в европейской части, – это все потомственные бояре. Существуют даже
удивительные истории. Например, известно, что во время гражданской войны в
Архангельской губернии одна деревня вдруг ни с того ни с сего помогла
«красным». В ответ на это со стороны «белых» последовало было наказание в виде
порки сердобольных. Но к поручику карательного отряда пришли мужики со
старинными свитками с деревянными печатями и говорят: «Ты знаешь, господин,
нас пороть нельзя, мы – бояре». Выяснилось, что они - бояре еще Василия
Третьего. О своем высоком происхождении знало все население деревни, хранило
свитки, несмотря на то что все они давно уже окрестьянились.
В 1990-м году я был на охоте в Вологодской области, и меня пригласил к
себе начальник электроподстанции. У него болела поясница так, что ходил с
палкой. Поэтому собирался купить «Запорожец». Поскольку «живых» денег на
покупку автомобиля не было, его жена принесла наволочку с просьбой взять все,
что в ней хранится, и купить «Запорожец». А в этой наволочке было, наверное,
пятнадцать килограммов фамильного серебра, один только серебряный крест весил
пять килограммов. На длинной полосе ярко-зеленого сукна, которому лет 300-400,
были нашиты дутые пуговицы с боярских кафтанов. Я впервые в жизни видел такие
сокровища, стал расспрашивать – откуда? Оказалось, что мои собеседники –
потомки древнего боярского рода Ульяновских.
Исследуя тему, на русском Севере, в Вологодской области, нашел потомков
бояр Ивана Грозного. Целые деревни сохранили и чтят память своих родов:
Вячеславовы, Тархановы, Головины, Дураковы. Это удивительно. Все-таки передача
информации из рода в род была. И людей этих видно, у них иная стать, они
молчаливы. Простолюдин - говорливый человек, пытается доказать свое «я»
словами, а эти – своим достойным молчанием. Они удивительно проницательны. У
них так наметан глаз, что сразу видят человека: есть ли в нем червоточинка или
чист он помыслами и душой.
- Вы собираетесь издать новый этимологический словарь. Это вызвано тем,
что современные люди утратили значения некоторых исконных слов?
- Нет, это очередная попытка попробовать приблизиться к корневой основе
русского языка, попытка иначе взглянуть на него, найти иные корни, попробовать
магическое наполнение слова. Я даже придумал термин: археология слова. Язык
сохраняет все. И поскольку я хочу докопаться до древней психологии человека,
его мироощущения, я это смогу сделать через слово. Это самый лучший
консервант. Так что создание нового этимологического словаря – не самоцель.
Вот мы много сейчас говорим о возрождении национального характера. Каким
образом мы будем это делать, если не знаем, кто мы есть? Каким образом можно
понять наши истоки? Остается только язык. И удивительно, русский язык
сохранился в первозданном виде. Когда я стал искать магическую основу слова, а
каждое слово несет в себе определенную магию, открываются глаза.
- Что значит магия слова?
- Как вы думаете, почему люди были молчаливыми? Потому что слово всегда
подразумевало под собой действие. Словом можно было, говорят, убить. Словом,
действительно, можно было переворачивать горы и строить пирамиды. Понимаете,
какая была концентрация божественной энергии у человека, произнесшего слово!
Это оттуда пришел постулат о том, что вначале было слово.
А русский язык – это солнечный язык. В корневой основе или в окончании
многих слов обязательно присутствует «РА». Солнечность языка как раз и
указывает на божественное происхождение. Этого нет в речи китайца или японца,
у них вообще нет звука «р». Но у всех родственных нам народов есть. Послушайте
норвегов, шведов, немцев…. По слогу «РА» можно искать родственные народы и
предположить, как мы раскорневились. С любым норвегом посиди полдня - и
начнешь его понимать. И еще есть один любопытный момент в нашем языке.
Допустим, слово «бить» означает совершать действие. А вот если надо
воспроизвести высшее действие, в приставке обязательно появляется «РА» и
получается, например, «разбить». Бить может человек, а разбить - только Бог.
Как только появляется «РА» в любом глаголе, это означает связь с высшей силой.
На протяжении всей нашей истории язык не изменялся, он усложнялся.
Усложнялась жизнь – усложнялся язык, это естественно. Кроме того, на его
развитие повлияла человеческая забывчивость. Он развивался, но забывалось
первоначальное значение слов. Утрачивалась их магия.
- Какие энергетические практики вы делаете?
- Я не делаю никаких таких практик и вообще не понимаю, что это такое. Я
не говорю, что это плохо или хорошо. У меня есть другие пути познания мира.
Мне не особенно хочется рассказывать о своей методике, боюсь на себя брать
ответственность. Любой педагог, который стремится чему-либо научить, берет на
себя невероятную ответственность за будущее этого человека. Я к этому отношусь
очень щепетильно и осторожно.
- Каково ваше вероисповедание?
- О вере можно говорить только с самим собой. Это глубоко личностно. У
меня есть Бог. Если я расскажу о тайных молитвах к этому Богу, я потеряю с ним
связь. А я – человек верующий. Вообще никто не должен видеть, как ты молишься.
Это таинство. А все массовые молебны - это театр. Человек входит в контакт с
Богом только один на один.
- Что такое совесть?
- По этимологии это значит быть в совокупности с Вестой. Веста – источник
знаний. От нее отходит авеста и веды. Это как триединство мира. Так и здесь –
три части одного целого. Совесть – это изначально – жить в совокупности с
осознанием мира. Это приобретенное свойство. Ведь в принципе каждый ребенок
рождается божественным. В течение года он изучает все мироздание и начинает
говорить (а мы при этом иностранный язык годами учим и не можем выучить). Вот
эти божественные возможности мы в течение жизни утрачиваем. Но вместе с тем
ребенок, когда утрачивает божественные возможности, от родителей получает
совесть. Иными словами, мы ему приносим знания. Почему слова «бессовестный» и
«стыд» стоят рядом? Первоначально стыд произносился как студ, а значит –
холод. Когда ты нарушаешь закон вести, то есть совести, ты холодеешь душой,
становишься мертвым. Корневая основа смерти – мер, то есть холод. Это
однокоренные слова. Если ты нарушил законы, у тебя останавливается кровь.
Опять мы возвращаемся к магии слова. Все взаимосвязано. Нельзя рассматривать
ни одно явление в отдельности от другого.
- Если говорить о религии, какой философии вы придерживаетесь в своих
произведениях?
- В основе моих произведений философия дохристианского православия. Мы не
можем сегодня сопоставить себя ни с прошлым, ни с будущим. У нас разрушено это
триединство. И отсюда многие проблемы.
- Каким вам видится будущее России?
- Я полагаю, будущее России связано прежде всего с духовным возрождением
нации. А мы за семьдесят лет научились прятать свои мысли, свои чувства, мы
никогда не бываем в обществе откровенными. Мы на площади можем кричать одно, а
думаем совершенно о другом. Сначала прятались от коммунистов, потом от
демократов. Отсюда озлобленность, раздраженность, особенно у пожилых людей. А
если отдельно побеседовать с каждым из нас, то мы оказываемся добрыми и
отзывчивыми людьми. Так что если говорить о том, каким образом поправить
национальное, то есть духовное здоровье, то прежде всего надо говорить о
возвращении в быт откровенности. Сегодня же пока быть откровенным и искренним
– значит быть Ванечкой-дурачком. Ведь в нашем народе очень высокий
духовно-волевой потенциал. Если вспомнить историю, мы всегда трудно
проигрывали, чаще – побеждали. В этом – стержень нашего национального
характера. Но мы и это скрываем, нам по каким-то причинам невыгодно это
сегодня показывать.
Записала
беседу Варвара Кудрявцева, 13.03.2005 г.